Подписаться на новости

СтройСмета.Ру - это составление смет для определения стоимости строительства по ТЕР, ФЕР, ГЭСН на всех стадиях проектирования (предпроектные предложения - ПП, проект - П, рабочая документация РД), в соответствии с МДС, СНиП и ГОСТ, что поможет Вам точно составить бизнес план и верно вложить инвестиции.
Главная|Статьи|Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год
Версия для печати

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год


Положение с правами человека является основным барометром социального самочувствия населения, здоровья и настроения общества. Уровень признания, соблюдения и защиты этих непреходящих ценностей определяет степень устойчивости и развития личности, общества и государства в их неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости, характеризует качество жизни в конкретном обществе и во многом определяет авторитет власти.

В 2018 году ситуация с правами человека в Российской Федерации складывалась на фоне крупных событий всероссийского и международного масштаба.

18 марта прошли выборы Президента Российской Федерации. Им избран Владимир Владимирович Путин, получивший беспрецедентную поддержку общества; за действующего главу государства и гаранта прав и свобод человека проголосовали свыше 56 млн граждан, или более 76% от общего числа избирателей, принявших участие в выборах. Принятые Президентом Российской Федерации Указ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и на его основе - 12 приоритетных национальных проектов определили вектор развития и укрепления гарантий гражданских, социальных, экономических, культурных и политических прав граждан в нашей стране на среднесрочную перспективу.

В числе заметных событий 2018 года - запуск в эксплуатацию автомобильного моста над Керченским проливом, который возведен в рекордные сроки и стал самым длинным в Европе. Этот уникальный инфраструктурный проект является символом воссоединения Крыма с Россией и открывает новые возможности для развития экономики региона. Наряду с этим он дал возможность жителям Крыма и гражданам материковой части России более полно реализовать свои социальные и культурные права. Введены в эксплуатацию и другие крупные объекты промышленности.

Прошедший в России Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 не только стал лучшим в истории проведений чемпионатов с позиций организации, безопасности и зрелищности, но и продемонстрировал высочайший уровень защиты прав болельщиков от дискриминации. Эти события оценивались гражданами позитивно с точки зрения стабильности и развития прав человека в России.

Среди резонансных социально-политических и экономических событий 2018 года необходимо также отметить начало проведения пенсионной реформы, которая на этапе ее проектирования предусматривала тотальное повышение пенсионного возраста мужчинам на 5, а женщинам на 8 лет, лишала отдельные группы населения привилегий по досрочному выходу на пенсию, снижала уровень дифференциации в решении пенсионных вопросов, что привело к всплеску протестных настроений.

Несмотря на то, что данная ситуация была в значительной степени выправлена после вмешательства Президента Российской Федерации, она в совокупности со снижением доходов населения, повышением цен на товары и услуги, ростом долговой нагрузки на население, увеличением количества бедных и некоторыми другими факторами отрицательно сказалась на общей оценке состояния прав человека, которую дали граждане России в 2018 году. Доля респондентов, считающих, что уровень соблюдения прав человека в стране можно оценить скорее негативно, превысила количество респондентов, дающих положительную оценку, на 17%.

Увеличение числа скептически настроенных людей к системе защиты прав человека было обусловлено также резонансными делами о незаконном применении насилия к обвиняемым и осужденным, запретом выступать с концертами рэперам, размытостью понятия "экстремизм" в соответствующих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым стали привлекать к ответственности чаще, большим количеством граждан, не получивших причитающуюся им зарплату в связи c банкротством предприятий. Эти темы поднимались в многочисленных жалобах и в мой адрес.

2018 год прошел под знаком юбилейных дат двух документов, определивших на десятилетия мировое развитие в направлении приоритета прав и свобод человека и гражданина, - 70 лет со дня принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека и 25 лет Конституции Российской Федерации, которые в корне изменили подходы к базовым ценностям жизни общества.

Эти исторические документы теснейшим образом взаимосвязаны, они являются источниками исключительно важных гарантий не только прав и свобод человека и гражданина, но и самого существования личности. Их юбилеи стали важным импульсом для осмысления пройденного пути в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, оценки состояния защищенности человека в современном мире и выработки механизмов укрепления потенциала института уполномоченных по правам человека.

Не менее значимым событием в 2018 году стало 20-летие ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать их. Это историческое событие стало значимым как для России, так и для всех государств - членов Совета Европы. Запрет российской парламентской делегации выступать в ПАСЕ и последовавшие со стороны России ответные меры в виде приостановления внесения взносов в Совет Европы и прекращения участия в заседаниях ПАСЕ положили начало коренному кризису Совета Европы. Несмотря на это, наша страна продолжает выполнять все обязательства, вытекающие из европейских международных договоров Российской Федерации.

В настоящем Докладе все группы прав рассматриваются через призму их соответствия нормам указанных выше основополагающих документов эпохального значения.

На общей ситуации с правами человека в стране сказались и процессы, происходящие в мире, в том числе нарастающая тенденция к политизации проблематики прав человека. Дело доходит порой до прямой гуманитарной интервенции, когда суверенитет государства, права и свободы граждан необоснованно и несправедливо подавляются одной страной или группой государств. Нарушение прав российских граждан на Украине приобрело массовый характер. Институты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и коллег в субъектах Российской Федерации были полностью вовлечены в процессы защиты наших соотечественников, в том числе посредством коммуникаций с зарубежными омбудсменами и официальных обращений в международные органы. Но нередко мы были неуслышанными, сталкиваясь с двойными стандартами в оценке событий и продвижением интересов отдельных стран в геополитической борьбе.

Однако указанные действия дали в целом обратный эффект и консолидировали россиян, имеющих на генетическом и историческом уровне обостренное чувство справедливости и национальной гордости.

Государством в 2018 году решены многие проблемы в области прав человека на законодательном и правоприменительном уровне, о чем подробно говорится в настоящем Докладе.

Вместе с тем поступающие в мой адрес обращения свидетельствуют о том, что еще многое предстоит сделать, чтобы граждане России почувствовали себя по-настоящему защищенными. Разрыв между конституционными нормами о правах и свободах человека и практикой их воплощения в жизнь сокращается медленнее общественных ожиданий. Поэтому задача по безусловной реализации конституционного права на достойную жизнь остается весьма актуальной. Она определена в качестве национального приоритета государства.

Свой вклад в воплощение идеалов добра и справедливости, в утверждение режима законности в стране вот уже на протяжении 20 лет вносит Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его рабочий аппарат. 26 февраля 1997 года был принят Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а 22 мая 1998 года был избран первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее также Уполномоченный).

С 1998 года к Уполномоченному в общей сложности поступило свыше миллиона обращений. В них боль и страдание людей по поводу несправедливостей и беззакония в жизни, надежда на восстановление нарушенных прав и свобод.

Несмотря на встречающиеся на пути защиты прав и свобод сложности, за это время удалось оказать содействие в восстановлении нарушенных прав многим тысячам российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Только за 2018 год в тесном взаимодействии с судебной властью, органами прокуратуры, другими государственными и общественными правозащитными институтами оказана помощь в реализации прав 184 797 гражданам.

Наряду с этим институт Уполномоченного вносил посильную лепту в совершенствование законодательства Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина, приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

В адрес субъектов законодательной инициативы и в заинтересованные федеральные органы государственной власти было направлено 80 предложений по совершенствованию законодательства. Часть из них воспринята и отражена в принятых федеральных законах.

Существенно расширено многостороннее и двустороннее сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран. В Москве прошло первое заседание Евразийского Альянса Омбудсменов. При поддержке Управления Верховного комиссара ООН по правам человека проведена международная конференция на тему "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов". Подписаны меморандумы о сотрудничестве с Председателем Национальной Комиссии по правам человека Монголии, Защитником граждан (Омбудсменом) Республики Сербия, Омбудсменом Греции. Совместно с Европейским институтом омбудсмена оказано содействие в возвращении на родину моряков российского судна "Норд" и моряков украинского судна ЯМК0041. Во взаимодействии с внешнеполитическим ведомством осуществлялась поддержка ряда россиян, содержащихся под стражей в США.

В рамках правопросветительской работы, учитывая юбилейные даты, особое внимание было уделено пропаганде идей и положений Всеобщей декларации прав и свобод человека, Конституции Российской Федерации, Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. По данной тематике проведены парламентские слушания в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации, организованные впервые при непосредственном участии Уполномоченного, а также круглые столы, конференции, международные форумы.

Продолжалась реализация общефедеральных просветительских проектов среди пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, молодежи. Второй год подряд по нашей совместной с Министерством просвещения Российской Федерации инициативе в декабре 2018 года проводился Всероссийский урок по правам человека, в котором приняли участие более 8 млн школьников и студентов. Совместно с Российским новым университетом реализуется просветительский проект "Школа правозащитников: учиться и действовать".

В качестве приоритетных направлений своей дальнейшей деятельности вижу защиту каждого, чьи права и свободы нарушены незаконными и несправедливыми действиями органов власти, а также содействие выстраиванию единой государственной системы защиты прав и свобод человека, повышение ее эффективности, консолидацию вокруг нее институтов гражданского общества. В этих целях будут в полной мере использованы возможности закрепленных в законе инструментариев, а также продолжен поиск новых форм и методов работы. Надеюсь, что в этом поможет созданный в 2018 году при поддержке Президента Российской Федерации Научно-образовательный центр по правам человека на базе МГЮА имени О.Е. Кутафина.

В представленном Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год (далее - Доклад) сохраняется преемственность с докладами прошлых лет. Как и прежде, настоящий Доклад содержит информацию о состоянии и проблемах соблюдения и защиты прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и его рабочим аппаратом в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Доклад состоит из вступительного слова, девяти глав, объединяющих 43 параграфа, а также приложения. Завершают Доклад рекомендации и предложения государственным органам по принятию мер, направленных на совершенствование законодательства в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

В отличие от предыдущих докладов, нынешний Доклад не сопровождается электронным носителем, на котором была размещена "Правозащитная карта России". Данный информационный ресурс теперь имеется на официальном сайте Уполномоченного в сети Интернет и доступен для всех интересующихся правозащитной тематикой.

Выражаю свою искреннюю благодарность всем гражданам, а также государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова

Глава 1

Права и свободы человека и гражданина: общественное восприятие, мониторинг обращений и результаты их рассмотрения

1.1. Права и свободы в общественном восприятии

Традиционно Фондом "Общественное мнение" (далее - ФОМ) в рамках сотрудничества с Уполномоченным осуществляется мониторинг общественного мнения о правах и свободах человека и гражданина, что позволяет сделать вывод о тенденциях в оценках населением уровня соблюдения прав граждан.

Социологические исследования, проведенные ФОМ в 2018 году, показали, что существенно вырос запрос на социальную справедливость. Так, 27% респондентов отмечают, что в последние три-четыре года российское общество стало менее справедливым, при этом только 10% полагают, что оно становится более справедливым (в 2017 году - 18% и 15% соответственно). Данную ситуацию респонденты связывали со снижением уровня жизни, уменьшением заботы о людях, возросшим расслоением общества.

Социальное неравенство, разрыв между богатыми и бедными, увеличение числа малоимущих с неизбежностью ставят вопрос о принятии на национальном уровне мер по развитию систем социальной защиты, расширению комплекса адресных мер, направленных на повышение защищенности прав наиболее уязвимых групп населения, активизации работы по преодолению социального неравенства. Принятие во исполнение майского Указа Президента Российской Федерации 12 приоритетных национальных проектов вселяет надежду на позитивные перемены в этом направлении.

Особую актуальность обеспечения социальной справедливости по отношению к человеку подтверждает и сформированный по результатам опроса, проведенного ФОМ в 2018 году, рейтинг значимости прав и свобод человека и гражданина для жителей России.

За последние 3 года он не претерпел существенных изменений. На первое место традиционно граждане ставят социальные права. Их особое значение определяется заинтересованностью населения в обеспечении достойного качества жизни.

Право на бесплатную медицинскую помощь с позиций значимости в сравнении с 2017 годом утратило 3%, но лидирующую позицию в рейтинге сохранило (показатель значимости - 78%), более того, было отмечено респондентами как самое низкообеспеченное право (отрицательную оценку уровня его реализации дали 54% опрошенных, удовлетворительную - 30%, хорошую - всего 14%).

Наибольшую значимость права на бесплатную медицинскую помощь отметили жители Центрального (82%), Южного (81%) и Сибирского (80%) федеральных округов.

Право на бесплатное образование как наиболее значимое назвали 62% опрошенных, и, сохраняя второе место в рейтинге, оно демонстрирует рост показателей значимости в сравнении с 2017 годом (на 2%). Наиболее высокий спрос на бесплатное образование наблюдался по итогам опросов жителей Сибирского (69%) и Южного (67%) федеральных округов.

Право на жилище и его справедливую оплату заняло третье место в рейтинге наиболее значимых прав; его отметили в среднем 53% респондентов, что меньше на 2%, чем в 2017 году. При этом наивысшие показатели значимости продемонстрированы в Южном (59%) и Северо-Западном (58%) федеральных округах. Среди социально-демографических групп особенно часто право на жилище и его справедливую оплату отмечали представители старшего поколения (46-60 лет; старше 60 лет) и лица с наиболее низким материальным обеспечением: по каждой из названных групп показатель значимости составил 59%.

Право на свободу и личную неприкосновенность по результатам трех лет демонстрирует нестабильность показателей, которые в 2017 году (51%) выросли на 8% в сравнении с 2016 годом (43%) и снова снизились в 2018 году (47%), что вывело эту группу прав на четвертую строчку рейтинга. Наибольшую заинтересованность в соблюдении права на свободу и личную неприкосновенность проявили молодые респонденты (18-30 лет). При этом особенно высокие показатели отмечены в Северо-Западном (57%) и Центральном (54%) федеральных округах.

На пятое место в рейтинге значимости респонденты поместили право на труд и его справедливую оплату. На него указали 46% опрошенных. По сравнению с показателями прошлых лет - 48% в 2016 году, 52% в 2017 году, рейтинг данного права снизился и опустился на одну ступень. Максимальная доля респондентов, отметивших значимость права на труд, наблюдалась в Уральском (52%) и Приволжском (49%) федеральных округах. Доля опрошенных, указавших значимость названного права, особенно высока среди лиц в возрасте 46-60 лет (51%).

Актуальность трудовых прав для лиц старшего возраста увеличивается в связи с повышением пенсионного возраста в рамках реформирования пенсионной системы в 2018 году. Вместе с тем в сравнении с результатами социологических исследований прошлых лет показатель значимости трудовых прав для указанной категории граждан в 2018 году не обнаруживает роста. О результатах пенсионной реформы судить рано, но с учетом введения уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, подразумевается, что практика соблюдения права на труд сохранит стабильность и впредь.

Шестое место по значимости занимает право на социальное обеспечение (41%). Количество опрошенных, отметивших указанное право, снизилось в сравнении с предыдущим годом (в 2017 году оно составляло 46%). Наибольшая доля респондентов, отметивших указанное право, наблюдается в Северо-Западном (49%) и Приволжском (46%) федеральных округах. На его значимость указали в первую очередь лица старшего возраста: среди респондентов старше 60 лет каждый второй (53%).

Право на неприкосновенность жилища и неприкосновенность собственности отмечено 31% респондентов, что вне зависимости от его снижения на 2% (33% в 2017 году) подняло уровень его значимости на одну ступень в рейтинге - на седьмое место. Наиболее высокие показатели значимости названного права продемонстрированы в Южном (34%) и Уральском (34%) федеральных округах.

Показатели права на справедливый суд и равенство перед законом в последние три года колеблются: в 2016 году - 27%, в 2017 - 36%, в 2018 - 27% и занимают восьмую строчку в рейтинге (снижение на одну ступень). Наиболее высока доля граждан, оценивших указанное право как особо значимое, - в Южном (33%) и Северо-Западном (32%) федеральных округах. По нашему мнению, позитивные изменения произошли за счет инициированной Верховным Судом Российской Федерации судебной реформы, которая отвечает запросам общества.

Девятую позицию в рейтинге 2018 года занимает право иметь землю в частной собственности (27%), значимость которого отмечена большим числом респондентов в Южном (36%) и Сибирском (33%) федеральных округах. В реализации указанного права проявили повышенную заинтересованность опрошенные с наиболее высоким материальным достатком (34%). Кроме того, право иметь землю в частной собственности отмечали в качестве значимого жители небольших городов (менее 50 тыс. жителей) и сел (соответственно 30% и 32%).

Право на благоприятную окружающую среду отметили 23% респондентов, что на 2% больше, чем в 2017 году. В рейтинге значимости прав и свобод оно поднялось на одну позицию, заняв десятое место. Наибольшая доля опрошенных отнесла его к числу особо значимых в Южном (33%) и Центральном (24%) федеральных округах.

Мероприятия по охране окружающей среды, проведенные в рамках Года экологии в России, сыграли положительную роль, но не снизили актуальности проблем экологического благополучия. В ходе социологических исследований право на благоприятную окружающую среду наиболее часто отмечалось респондентами среди прав, с нарушениями которых они лично сталкивались в 2018 году. Приведенный показатель служит сигналом о необходимости дальнейшего наращивания усилий по обеспечению экологического благополучия, для реализации которого значимую роль играет тесное взаимодействие государственных органов с институтами гражданского общества.

Несмотря на то что верхние строки рейтинга по-прежнему занимают преимущественно социальные права, сопоставление результатов социологических опросов за 2016, 2017 и 2018 годы позволяет выявить рост значимости гражданских (личных), политических, экономических и культурных прав.

В сравнении с 2016 годом увеличилась доля опрошенных, указавших на значимость семи видов прав и свобод: права на бесплатное образование; права на личную свободу и неприкосновенность; права иметь землю в частной собственности; права на благоприятную окружающую среду; права на личную и семейную тайну; свободы слова; свободы совести и убеждений.

Повышение внимания респондентов к названным правам свидетельствует об увеличении заинтересованности в их реализации, включая дальнейшее развитие гарантий соблюдения и защиты. Результаты опросов показали, что значительная часть респондентов дает уровню соблюдения этих прав оценку "удовлетворительно" или "плохо".

Неоднозначная оценка дана гражданами уровню соблюдения права на свободу и личную неприкосновенность. Несмотря на преобладание мнения о хорошем уровне соблюдения этого права в современной России (40%), примерно такая же доля респондентов оценила уровень его соблюдения как удовлетворительный (39%), а 11% опрошенных - как неудовлетворительный.

Аналогичная оценка наблюдается применительно к соблюдению права на свободу слова. На хороший уровень его соблюдения указали 35% опрошенных, высока доля респондентов, оценивших уровень его соблюдения как удовлетворительный (34%), при этом 20% дали негативную оценку.

Показатели уровня соблюдения свободы совести, права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой также не единообразны. На данном этапе среди респондентов превалирует хорошая оценка - 38%, при этом удовлетворительную и плохую оценку дали соответственно 34 и 14% опрошенных.

Уровень соблюдения прав человека тесно связан с обеспечением механизмов их охраны и защиты, использование которых должно осуществляться в условиях недопущения дискриминации. При этом, по мнению респондентов, несмотря на равенство перед законом и судом, гарантированное Конституцией Российской Федерации, защита прав человека не обеспечивается для всех в равной степени. Преобладающее большинство опрошенных - 67% - убеждены, что права отдельных групп населения нарушаются чаще. К лицам, чьи права наименее защищены, респонденты относят прежде всего малоимущих граждан (мнение высказано 21% от общего числа опрошенных).

Представляет также интерес мнение населения о том, какие органы и структуры в наибольшей степени защищают права и свободы в Российской Федерации. Из общего числа респондентов каждый третий (36%) отметил значимую роль Президента Российской Федерации в защите прав и свобод граждан. Примерно каждый седьмой опрошенный (13%) положительно высказался о деятельности органов прокуратуры и Правительства Российской Федерации. Каждый восьмой опрошенный (12%) отметил весомый вклад Уполномоченного и его Аппарата в дело защиты прав человека.

В числе правоохранительных органов, наряду с прокуратурой, наиболее высокие показатели продемонстрировали суды и полиция (по 6%), при этом наблюдается некоторое их снижение в сравнении с 2017 годом (в 2017 году суды отметили 7% респондентов, полицию - 8%).

Важную роль в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод играют институты гражданского общества, среди которых, как следует из результатов опроса, наиболее популярны средства массовой информации (16%), а также негосударственные правозащитные организации (9%). Стоит подчеркнуть, что оценка гражданами роли правозащитных организаций в сравнении с предыдущим годом продемонстрировала заметный рост (в 2017 году их отметили 6% респондентов).

В целом, оценивая результаты социологических опросов, приходится констатировать, что говорить о существенных сдвигах в общественном сознании в вопросах соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации пока преждевременно. Необходима предметная и кропотливая работа по укреплению их политических, экономических и социальных гарантий, совершенствованию законодательства о правах и свободах, правовому просвещению населения.

1.2. Масштабы, динамика и структура обращений

За 2018 год к Уполномоченному поступило 38698 обращений, из них 1728 (4,47%) - коллективные.

На уменьшении числа обращений, по нашему мнению, в значительной степени сказались результаты предпринимаемых государством усилий по решению ряда социально-экономических задач: повышен минимальный размер оплаты труда, увеличен размер пособия по безработице, расширен перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения, приняты меры, направленные на совершенствование порядка обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных редкими заболеваниями, введены механизмы судебного контроля за отменой постановлений о прекращении уголовного дела, расширены полномочия общественных наблюдательных комиссий, активизирована деятельность правоохранительных органов и осуществлены другие мероприятия. Данные меры сократили "питательную почву" для отдельных видов жалоб. Кроме того, Уполномоченным более эффективно стали использоваться предоставленные ему законом инструментарии, наработанные практикой формы рассмотрения обращений и осуществления консультативной помощи в процессе личного приема, посредством телефонной связи и по электронной почте.

Информация о нарушениях прав человека и гражданина Уполномоченному поступала по различным каналам.

Традиционно основная часть сообщений поступала по почте.

Уполномоченным проведен 21 личный прием, в том числе с выездом в Волгоградскую, Калужскую, Саратовскую, Ульяновскую области и Ненецкий автономный округ, руководством Аппарата - 35 приемов граждан. В общей сложности на них принято 237 человек.

Введенная годом ранее практика приема граждан с использованием видео-конференц-связи в 2018 году была продолжена. В таком формате были проведены приемы жителей Санкт-Петербурга и Пензы.

В рабочие дни по заранее утвержденным графикам в приемной офиса осуществлялся тематический прием граждан специалистами Аппарата по соответствующим вопросам соблюдения и защиты их прав.

Всего в режиме личного приема принято 4494 гражданина.

Кроме того, дано 14,8 тыс. телефонных консультаций. Для этого в Аппарате выделены специальные телефонные линии. Представляется, что данная мера позитивно сказывается на снижении количества письменных обращений в адрес Уполномоченного.

В 2018 году продолжена доказавшая свою эффективность работа горячих телефонных линий, организуемых Аппаратом в преддверии значимых событий в общественной жизни. В частности, такие линии действовали накануне и в день выборов Президента Российской Федерации и в Единый день голосования (120 звонков), а также в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA (200 звонков). Все обратившиеся получили профессиональные консультации.

В случаях, когда информация СМИ или других источников позволяла предположить массовое и (или) грубое нарушение прав и свобод человека или имела, по мнению Уполномоченного, особое общественное значение, она принималась к рассмотрению в инициативном порядке на основании статьи 21 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В целях своевременного реагирования в Аппарате Уполномоченного проводится мониторинг информации в Интернете и СМИ.

Все обращения, поступающие к Уполномоченному, рассматриваются им лично либо государственными гражданскими служащими (далее - служащие) его Аппарата в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и по ним принимаются меры реагирования в рамках полномочий, законодательно предоставленных Уполномоченному. По большей части обращений давались разъяснения, часть заявлений передавалась для принятия мер по компетенции другим государственным органам и органам местного самоуправления.

9686 обращений были приняты к рассмотрению в рамках мер реагирования, предусмотренных статьей 20 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", что составляет четверть от их общего числа.

Необходимо отметить, что в представленном ниже рейтинге тематики обращений по отраслям законодательства в сравнении с 2017 годом произошли определенные изменения. Увеличилось число обращений, поступивших по вопросам законодательства о социальном страховании и социальном обеспечении и законодательства в сфере религиозных отношений. Напротив, уменьшилось число обращений по вопросам уголовного законодательства, законодательства в сфере миграции населения и гражданского законодательства.

Количество обращений по вопросам законодательства в сфере религиозных отношений с 12-й строчки поднялось на 4-ю, количество обращений по вопросам уголовного законодательства опустилось с 11-й строчки на 19-ю, на две позиции вниз переместились значения обращений по вопросам законодательства в сфере миграции населения и гражданского законодательства (с 6-го на 8-е и с 5-го на 7-е соответственно).

Первые три места, как и в 2017 году, по своей притягательности сохранили за собой уголовно-процессуальное законодательство, жилищное законодательство и уголовно-исполнительное законодательство.

Увеличилось число обращений, поступивших по вопросам законодательства об охране окружающей среды (рейтинг этих обращений поднялся с 16-го на 14-е место), а также по вопросам законодательства о суде и судоустройстве (с 18-го на 15-е место).

Как и в прошлом году, большинство обращений касались уголовно-процессуальной тематики - 11 191 обращение (28,92%). Вместе с тем по сравнению с 2017 годом их число уменьшилось на 12%.

В структуре обращений по вопросам уголовно-процессуального законодательства преобладают просьбы о ходатайстве перед компетентными органами о пересмотре приговоров и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а также жалобы на длительность и формализм проводимых доследственной проверки и расследования.

Вторую строчку занимают обращения по вопросам исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 13,77% (5327). В этой сфере не теряют актуальности вопросы постановки на жилищный учет, предоставления жилья, платы за жилье и оказания коммунальных услуг.

Наибольшее число обращений по жилищной тематике поступило из городов Москвы (1143) и Санкт-Петербурга (178), Московской (581), Свердловской (115) и Челябинской (129) областей, Краснодарского края (333), а также из Республики Ингушетия (113) и Республики Татарстан (118).

Третьими в рейтинге стали обращения по поводу нарушений в сфере уголовно-исполнительного законодательства - 3695 (9,55%). Здесь превалируют жалобы на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях - 2104 (56,9% от числа обращений данной категории), содержания в следственных изоляторах (СИЗО) - 791 (21,4% от числа обращений данной категории).

Больше всего обращений поступило от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Красноярском (152) и Пермском (117) краях, Республике Коми (160), Оренбургской области (95).

Необходимо отметить, что в сравнении с 2017 годом зафиксировано увеличение числа жалоб по вопросам законодательства в сфере религиозных правоотношений - почти в 3 раза (с 810 до 2766). Всплеск обращений во многом был связан с расширением использования информационных технологий в социальной сфере, которое, по мнению заявителей, противоречит их религиозным убеждениям. Так, в 94,7% (2620) обращений указанной тематики граждане выражали несогласие с введением электронной идентификации личности. Заявители указывали на неприемлемость размещения персональных данных в Единой системе идентификации и аутентификации, на необходимость отказа от электронного способа учета личности, в том числе выступали против использования платежной карты "Мир", ИНН, СНИЛС, электронных паспортов. При этом обращения во многом носили типовой характер, были практически идентичны по своему содержанию и форме. По всем обращениям Уполномоченным даны разъяснения.

Преобладающее число обращений по религиозной тематике поступило от жителей Республики Башкортостан (304), Челябинской (562), Свердловской (240) и Тюменской (119) областей, а также города Санкт-Петербурга (375).

Обращает на себя внимание увеличение на 8% (с 2348 до 2542) в сравнении с прошлым годом числа жалоб, относящихся к сфере законодательства о социальном страховании и социальном обеспечении. Связано это с ростом числа обращений граждан к Уполномоченному по вопросам пенсионной реформы в целом, исчисления размера пенсий, пенсионной надбавки и перерасчета пенсий в частности (с 476 в 2017 году до 882 в 2018 году). Всплеск обращений граждан, недовольных увеличением пенсионного возраста, относится к периоду обсуждения варианта законопроекта, установившего увеличение пенсионного возраста мужчинам до 65 и женщинам до 63 лет, принятого в первом чтении 19 июля 2018 года. После вмешательства в этот вопрос Президента Российской Федерации, который предложил скорректировать параметры пенсионной реформы, количество жалоб граждан по указанному вопросу значительно уменьшилось.

Больше всего обращений по вопросам социального обеспечения поступило от жителей города Москвы (248), Краснодарского края (81), Московской (69), Кемеровской (67) и Свердловской (62) областей.

Характеристика регионального среза обращений.

В 2017 году впервые для характеристики территориального среза обращений был использован индекс их интенсивности на 10 тыс. населения. В 2018 году на 10 тыс. человек населения приходилось в среднем по 2,63 обращения к Уполномоченному, что несколько меньше показателей 2016 и 2017 годов на 0,27 и 0,22 соответственно. В частности, снизилась интенсивность обращений из всех федеральных округов, за исключением Южного и Уральского, в которых она возросла на 0,2 и 0,56 соответственно.

Выше среднего по стране были показатели в Южном федеральном округе - 3,43 обращения на 10 тыс. населения, Уральском федеральном округе - 2,91 и Центральном федеральном округе - 3,32. Показатели в других федеральных округах ниже.

Необходимо отметить, что значительный рост показателя интенсивности обращений в Южном федеральном округе по сравнению с 2017 годом связан с массой (1152) однотипных обращений по поводу передачи религиозной организации "Приход святого Климента Римско-католической церкви в Севастополе" кинотеатра "Дружба" в городе Севастополе.

В Уральском федеральном округе заметный прирост коэффициента интенсивности по сравнению с 2017 годом отмечается в Челябинской и Тюменской областях, что связано с увеличением числа однотипных обращений по вопросам отказа от электронной идентификации личности и использования документов, противоречащих религиозным убеждениям (562 и 119 соответственно).

В Северо-Кавказском федеральном округе самый высокий коэффициент интенсивности обращений наблюдался в Республике Ингушетия, и его заметный прирост связан со значительным числом обращений по вопросам жилищного законодательства и законодательства о ЖКХ. Если в 2017 году поступило 10 обращений названной тематики, то в 2018 году - 113.

В Дальневосточном федеральном округе самый высокий коэффициент интенсивности обращений был в Чукотском автономном округе и Хабаровском крае. В Хабаровском крае он определялся количеством жалоб (большинство в округе), в Чукотском округе - низкой численностью населения.

Число субъектов Российской Федерации, количество обращений из которых было выше среднего показателя, относительно прошлого года уменьшилось с 20 до 18. Однако в отношении 12 субъектов Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция к сохранению данного показателя. К ним относятся республики Адыгея (3,4), Коми (4,29), Карелия (3,59), Крым (3,73) и Мордовия (3,61), Краснодарский край (3,0), Московская (3,93), Кировская (2,77) и Свердловская (2,67) области, города федерального значения Москва (4,78), Ямало-Ненецкий автономный округ (4,14).

Более подробный анализ обращений по группам прав, территориальной принадлежности заявителей, интенсивности обращений, а также примеры восстановления прав граждан в 2018 году по регионам содержатся в "Правозащитной карте России", которая размещена на официальном сайте Уполномоченного.

1.3. Основные результаты рассмотрения обращений и работы по другим направлениям

Главным показателем эффективности работы Уполномоченного является число людей, получивших реальную помощь в защите и восстановлении нарушенных прав, полезную консультацию с разъяснением норм законодательства и иную правовую поддержку.

В общей сложности с использованием всех предусмотренных Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" инструментов, а также благодаря тесному взаимодействию с государственными органами и институтами гражданского общества удалось оказать помощь в защите нарушенных прав 184797 гражданам (включая неопределенный круг лиц) по 929 жалобам из 9686 принятых к рассмотрению. В 2018 году зафиксировано общее снижение количества жалоб к Уполномоченному на 7,5%, при котором удалось сохранить показатель результативности деятельности Уполномоченного за 2017 год и добиться положительного результата по каждому десятому обращению. И несмотря на то что положительных решений в защиту прав заявителей по сравнению с 2017 годом принято меньше (с 1038 до 929), в сопоставлении с 2014, 2015 и 2016 годами эффективность работы в данном секторе увеличилась на 50%, 60% и 20% соответственно (с 464, 369 и 738 до 929).

Положительное решение получили многие коллективные обращения: работников предприятий, жильцов аварийных домов, жителей населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей.

В сфере реализации и защиты социальных и экономических прав удалось помочь 174 882 гражданам по 371 жалобе.

В их числе значительную долю составили граждане, которым оказано содействие в защите трудовых прав. Так, восстановлены права 18 729 граждан. Среди них работники ОАО "Шадринский завод транспортного машиностроения" (Курганская область), ООО "Дарасунский рудник" (Забайкальский край), АНО "РИА "Севастополь"", ФГУП "Кленово-Чегодаево" (город Москва), ОАО "Донречфлот" (Ростовская область), ООО "Геотек - Восточная геофизическая компания" (Иркутская область), ГБУ РД "Дербентская ЦГБ" (Республика Дагестан), МКОУ "Звериноголовская СОШ им. дважды Героя Советского Союза Г.П. Кравченко" (Курганская область), ГБУ Московской области "Мособлмедсервис".

В жалобе П. сообщалось о многочисленных нарушениях трудовых прав работников ГБУ Московской области "Мособлмедсервис". По результатам инициированной Уполномоченным прокурорской проверки выявлены нарушения при выплате работникам учреждения ежемесячной премии и ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность. Общая сумма неосуществленных выплат составила более 400 тыс. руб. Кроме того, установлено, что в нарушение Положения об оплате труда работников ГБУ МО "Мособлмедсервис" предельный уровень кратности соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников завышен. Руководству учреждения направлено представление с требованием о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений, а также предписание с требованием обеспечить возмещение в бюджет Московской области причиненного ущерба. Представление исполнено в полном объеме.

В тесном взаимодействии с компетентными государственными органами оказана поддержка в реализации жилищных прав 26153 граждан по 57 жалобам, в том числе квартиры или социальные выплаты на улучшение жилищных условий получили 389 человек, устранены нарушения, допущенные в отношении 1961 гражданина при расселении из аварийных домов, приняты меры по недопущению незаконного выселения 34 граждан, оказано содействие в защите прав 150 участников жилищно-строительных кооперативов и долевого строительства жилья в Московской и Новосибирской областях.

К Уполномоченному обратилась М. по вопросу улучшения жилищных условий своих сестер: А. и Л., которые являются инвалидами I-II групп. Из обращения следовало, что семья заявителя в составе 7 человек, включая ее мужа, несовершеннолетних детей и двух ее сестер, состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Волховского района Ленинградской области с 2004 г. Сестры заявительницы были включены в список граждан, претендующих на получение субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. В 2006 г. жилой дом, в котором они проживали, полностью сгорел. Для временного проживания органом местного самоуправления семье М. была предоставлена неблагоустроенная однокомнатная квартира. В 2007 г. М. улучшила жилищные условия путем приобретения квартиры для себя и своих детей. Однако ее сестры, имеющие ограничения в передвижении и нуждающиеся в постороннем уходе, остались проживать в неблагоустроенном жилом помещении. С целью защиты прав инвалидов на жилище Уполномоченным было направлено обращение губернатору Ленинградской области, по результатам которого было предоставлено сестрам А. и Л. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры.

87537 человек (по 15 жалобам, четыре из которых - коллективные) смогли улучшить свою экологическую обстановку, воспользоваться прибрежной защитной полосой рек, избавиться от пагубной перевалки угля, вредных последствий отходов производства и потребления.

К Уполномоченному поступила жалоба Т. на неблагоприятную экологическую и санитарную обстановку в Мценском районе Орловской области. В ходе проверки, проведенной Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой по ходатайству Уполномоченного, установлен факт несанкционированного размещения мусора на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда. Руководителю КУ ОО "Мценское лесничество" внесено представление, по результатам рассмотрения которого свалка ликвидирована. Также выявлен сброс сточных вод по несанкционированному выпуску на рельеф местности и в водоохранную зону р. Ока. В связи с выявленными нарушениями режима использования водоохранной зоны водного объекта управлением Росприроднадзора по Орловской области виновные должностные лица БСУ СО ОО "Тельченский психоневрологический интернат" привлечены к административной ответственности. Несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых стоков прекращен. Экологическая обстановка для почти 18 тыс. жителей улучшилась.

В сфере защиты личных и политических прав удалось помочь обеспечить справедливость и законность в отношении 3217 граждан по 94 жалобам. В числе получивших помощь 2006 граждан, сумевших реализовать свое активное избирательное право, 40 граждан, получивших гражданство Российской Федерации, вид на жительство или разрешение на временное проживание, которым органы власти ранее необоснованно давали отказы. Кроме того, во взаимодействии с Минтрансом России оказано содействие в субсидировании авиамаршрутов из города Нарьян-Мара, что позволило защитить права неопределенного круга лиц на свободу передвижения.

Также по итогам проверок Уполномоченным оказано содействие в защите прав участников публичных акций по 4 обращениям.

К Уполномоченному обратилась инициативная группа международной общественной организации "Мемориал", которая на протяжении 10 лет собирает у Соловецкого камня на Лубянской площади сторонников, чтобы почтить память жертв политических репрессий. В 2018 г. ввиду проведения строительных работ мэрия Москвы предложила активистам "Мемориала" перенести акцию на проспект Академика Сахарова к памятнику "Стена скорби", что формально не являлось нарушением прав граждан, но, по мнению организаторов, в корне меняло суть памятного мероприятия, его традицию и глубокую историю. В результате участия Уполномоченного в согласительных процедурах с представителями "Мемориала", ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве и подрядной организацией, проводившей ремонтные работы, акция "Возвращение имен" была согласована и проведена 29 октября 2018 г.

За 2018 год удалось помочь в реализации прав и законных интересов 376 гражданам по 346 обращениям в сфере уголовного судопроизводства. При поддержке ФСИН России, органов прокуратуры и правозащитных организаций Российской Федерации оказано содействие в защите прав 6307 осужденных по 104 жалобам.

По материалам и запросам Уполномоченного компетентными органами и должностными лицами отменено 198 постановлений органов дознания и предварительного следствия, в том числе 150 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 35 постановлений о приостановлении предварительного следствия или дознания, 13 постановлений о прекращении уголовного дела. Наряду с этим возбуждено 22 уголовных дела и прекращено 5 уголовных дел. В 6 случаях изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую. Судами отменено 5 приговоров.

К Уполномоченному поступило обращение в защиту прав обвиняемого Б., содержащегося в следственном изоляторе, в котором сообщалось об ухудшении здоровья Б. ввиду ненадлежащего медицинского обеспечения. В целях проверки факта нарушения прав Б. и принятия необходимых мер Уполномоченный направила обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ФСИН России, в результате чего медицинское обеспечение Б. было организовано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, больному проведены клинико-лабораторные и инструментальные исследования, назначена и проведена специфическая медикаментозная терапия заболевания крови. Гражданин Б. был освидетельствован комиссией врачей-специалистов, по заключению которой имеющееся у него заболевание по степени выраженности нарушений функций органов и систем организма включено в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений". В связи с этим мера пресечения гражданину была изменена с заключения под стражу на домашний арест.

Оказано содействие в реализации и восстановлении прав 8930 военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей, лиц гражданского персонала воинских частей и учреждений лиц призывного возраста (далее военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов) по 32 жалобам. В частности, было возобновлено теплоснабжение жителей военного городка Хомутово (Сахалинская область, 1500 жителей), устранены недостатки в организации водоснабжения и улучшения качества воды в военном городке Комсомольск-на-Амуре31 (Хабаровский край) (1000 жителей).

К Уполномоченному обратился военнослужащий Щ. по вопросу ненадлежащего качества воды в жилых помещениях в военном городке Комсомольск-на-Амуре31. По просьбе Уполномоченного по жалобе была осуществлена проверка прокуратурой Восточного военного, которая показала, что качество воды в военном городке, в том числе и в жилом помещении заявителя, не отвечало требованиям по химическим и органолептическим показателям. По результатам проверки недостатки в организации водоснабжения устранены, качество воды восстановлено и соответствует нормативным требованиям.

В течение года Уполномоченный уделяла внимание обеспечению прав граждан Украины, находящихся в местах принудительного содержания в Российской Федерации.

В июле 2018 г. Уполномоченный совместно с коллегой в Ямало-Ненецком автономном округе А. И. Саком посетила и проверила условия содержания под стражей О. Сенцова в колонии "Белый медведь" Ямало-Ненецкого автономного округа.

Благодаря взаимодействию с вице-президентом Европейского института омбудсмена и руководством правоохранительных органов Российской Федерации капитану украинского судна ЯМК0041 В. Новицкому и двум рыбакам, содержащимся в СИЗО1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, заменена мера пресечения в виде заключения под стражу на домашний арест.

6 декабря 2018 г. Уполномоченный посетила в СИЗО1 УФСИН России по г. Москве ("Лефортово") моряков А. Артеменко, В. Сороку и А. Эйдера. Во взаимодействии с руководством СИЗО и органами следствия было принято решение об оказании им дополнительной медицинской помощи в гражданских лечебных учреждениях. В начале 2019 г. они прошли такое обследование, В. Сороке была сделана операция.

7 декабря 2018 г. Уполномоченный посетила в СИЗО2 ФСИН России украинских военнослужащих: капитана корабля Р.Н. Мокряка и сотрудника СБУ А. Л. Драча.

Важнейшим направлением работы Уполномоченного, позволяющим эффективно восстанавливать права граждан России, находящихся за рубежом, является международное сотрудничество в области прав и свобод человека и гражданина на двусторонней основе с омбудсменами иностранных государств и с международными организациями. В течение 2018 года такая правозащитная дипломатия, в том числе в рамках Евразийского Альянса Омбудсменов и совместной работы с Министерством иностранных дел Российской Федерации, компетентными органами зарубежных государств, позволила оказать помощь 175 гражданам, находящимся за границей, по 130 обращениям.

30 октября 2018 г. во взаимодействии Уполномоченного с Вице-президентом Европейского Института Омбудсмена (ЕИО) Н. Карпачевой при всесторонней поддержке Президента Российской Федерации, Главы Республики Крым и правоохранительных органов Российской Федерации состоялось долгожданное событие: освобождение моряков российского судна "Норд", которые вернулись на родную землю в российский Крым.

В результате взаимодействия Уполномоченного и Вице-президента Европейского института Омбудсмена оказано содействие в проведении операции гражданину Российской Федерации А. Седикову, отбывающему наказание в ГУ "Бучанская исправительная колония N 85" г. Ирпень Киевской области.

В общей сложности по материалам Уполномоченного органами прокуратуры внесено в адрес компетентных должностных лиц 77 требований и 91 представление об устранении нарушений закона. За допущенные нарушения прав, свобод и интересов граждан к административной ответственности привлечены 21 должностное лицо и 25 юридических лиц; одно должностное лицо привлекается к уголовной ответственности; 150 служащих государственного аппарата получили дисциплинарные взыскания.

Работа с обращениями граждан приводит к выводу, что заявители недостаточно осведомлены о том, какие государственные органы обязаны оказывать им помощь при нарушении их прав и свобод, не знают и не умеют защищать свои права. В этой связи Уполномоченным и Аппаратом значительное внимание уделялось правовому информированию граждан, развитию правового образования и воспитания. Реализованы масштабные просветительские проекты для различных групп населения: "Единый урок прав человека", "Правовой марафон для пенсионеров", "Правозащитная карта России", конкурс "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты", правозащитная премия "Спешите делать добро" и многие другие.

По результатам рассмотрения обращений Уполномоченным направлено в федеральные органы государственной власти 80 предложений по совершенствованию законодательства. Часть из них воспринята и отражена в принятых федеральных законах. Так, при содействии Уполномоченного в законодательство внесены изменения в части установления дополнительных критериев идентификации должников по исполнительным производствам, закрепления дополнительных гарантий сторон в рамках гражданского и административного судопроизводства при прекращении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции. Учтены предложения о конкретизации порядка разработки и применения клинических рекомендаций, о недопустимости запрета импорта медицинских препаратов в рамках ответных мер на недружественные действия иностранных государств.

По инициативе Уполномоченного в 2018 г. принят Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 об обеспечении жильем бывших военнослужащих ВС Украины на территории Республики Крым. В рамках реализации данного Указа уже 287 человек, проживающих в Республике Крым и г. Севастополе, получили свидетельства, удостоверяющие право на единовременную денежную выплату в целях жилищного обеспечения.

Принято постановление Правительства Российской Федерации и ратифицирован международный договор, позволившие восстановить права на охрану здоровья и медицинскую помощь российских граждан, проживающих на территории комплекса "Байконур".

Большим успехом стала разработка совместно с Советом Федерации проекта федерального закона "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", который 25 октября 2018 г. внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

В процессе своей работы Уполномоченный нуждается в научно-аналитической поддержке. Эту задачу в перспективе должен выполнять Национальный центр по правам человека. В качестве первого этапа его формирования в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации N Пр620 от 12 апреля 2018 г. создан Научно-образовательный центр по правам человека (далее - Центр), который будет функционировать в качестве структурного подразделения ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина". Основными функциями Центра будут реализация образовательных программ повышения квалификации для уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудников их рабочих аппаратов, председателей и членов ОНК, руководителей правозащитных организаций, сотрудников органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, а также научно-исследовательская, методическая и экспертная деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Глава 2

Защита гражданских и политических прав и свобод

2.1.Право избирать и быть избранным

Свободные, демократические выборы - одна из ценностей современной цивилизации, обязательный атрибут реальной власти народа, возможность влиять на историю развития государства, в котором он живет.

Ключевыми событиями 2018 года стали две масштабные избирательные кампании: выборы Президента Российской Федерации (18 марта) и единый день голосования (9 сентября). Явка составила 67,5%, что выше явки на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году, в которых приняли участие 71 780 800 избирателей.

Организация и проведение избирательной кампании на выборах Президента Российской Федерации 2018 года и столь высокий уровень явки избирателей получили положительную оценку международных экспертов и международных наблюдательных миссий, которые признали, что выборы прошли открыто, честно и легитимно.

В единый день голосования (9 сентября) в 80 субъектах Российской Федерации прошло 4757 избирательных кампаний различного уровня и 59 местных референдумов в 8 субъектах Российской Федерации. В этот период состоялись дополнительные выборы 7 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборы глав 22 субъектов Российской Федерации, а также выборы депутатов законодательных (представительных) органов власти в 16 субъектах Российской Федерации.

В целях поддержки гражданской активности и упрощения контроля их чистоты в 2018 году было продолжено совершенствование избирательного законодательства, что в итоге действительно усилило гарантии избирательных прав, повысило прозрачность и доступность голосования.

Общественная палата Российской Федерации и региональные общественные палаты получили право назначать наблюдателей на выборы, общественные организации, волонтеры, активные граждане России смогли осуществлять наблюдение непосредственно на избирательных участках в день голосования.

Впервые была предусмотрена возможность видеонаблюдения и трансляции изображения в сети Интернет из помещения для голосования и помещения ТИК, что существенно повысило открытость избирательного процесса и создало правовые основания для использования видеозаписей при рассмотрении жалоб. На 14 тыс. избирательных участков в 42 субъектах Российской Федерации применялось видеонаблюдение с трансляцией процесса голосования в режиме онлайн в Интернете. При этом веб-камеры были установлены не только в участковых комиссиях, но и в помещениях территориальных избирательных комиссий.

В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ наблюдатели на выборах Президента Российской Федерации имели право осуществлять фото- и видеосъемку в помещении для голосования. Впервые был применен судебный порядок удаления из помещения для голосования наблюдателей и иных лиц, а также отстранения от работы членов участковой избирательной комиссии. Существенно упрощен порядок назначения наблюдателей на выборы, и расширены их права.

В 2018 году в избирательный процесс активно внедрялись современные цифровые технологии. Главным новшеством стала отмена открепительных удостоверений, имевших большие нарекания у правозащитников из-за возможности организации "каруселей", и замена их механизмом включения в список избирателей по месту нахождения на основании заявления. Для этого гражданам обеспечили возможность подать заявление через портал "Госуслуги" либо обратиться в многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) или прийти в территориальную, участковую избирательные комиссии.

Внедрение инновационного механизма включения в список избирателей по месту нахождения ("Мобильный избиратель"), который заменил систему открепительных удостоверений и досрочного голосования, сделало процедуру голосования более удобной и предоставило избирателю возможность выбора формы голосования.

Еще одно новшество в сфере цифровых технологий - QR-кодирование протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Эта технология способствовала ускоренному вводу данных протокола участковой избирательной комиссии в систему ГАС "Выборы", обеспечивая прозрачность подведения итогов избирательных кампаний.

Развитие электронных технологий в области избирательного процесса, по мнению Уполномоченного, способствует снижению возможностей для злоупотреблений и нарушений избирательных прав граждан. В этой связи Уполномоченный поддерживает проведение эксперимента по электронному голосованию, который планируется осуществить в 2019 году на 30 универсальных цифровых избирательных участках города Москвы.

В 2018 году продолжалась реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, благодаря которой увеличилось в том числе количество помещений для голосования на первых и вторых этажах и имеющих специальное оборудование.

Положительной практикой следует признать внедрение в период проведения выборов мэра города Москвы таких новых форм организации голосования, как образование избирательных участков за пределами территории города Москвы (всего было образовано 209 участков) и увеличение продолжительности работы избирательных комиссий на два часа. Комплексно эти меры позволили большему числу москвичей, в первую очередь тем, для кого удобство процедуры играет решающую роль, реализовать право на выбор и принять участие в голосовании.

В рамках заключенного в 2016 году Соглашения с ЦИК России о взаимодействии в период подготовки и проведения избирательных кампаний, референдума Российской Федерации Уполномоченный и служащие его Аппарата осуществляли тесное сотрудничество с ЦИК России, принимали меры по предупреждению нарушений избирательных прав граждан и соблюдению избирательного законодательства.

Новой формой взаимодействия в рамках соглашений региональных уполномоченных с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации стало создание центров общественного наблюдения, главная цель которых заключалась в повышении информированности граждан и доступности информации о выборах.

Уполномоченный и служащие его Аппарата принимали активное участие в научных конференциях и заседаниях круглых столов по вопросам совершенствования избирательного процесса.

Таким образом, в рамках юбилейных мероприятий, проводимых ЦИК России, Уполномоченный и его представители приняли участие в научно-практической конференции "Выборы. Сегодня и завтра", посвященной 25-летию современной избирательной системы России, в круглом столе по развитию и совершенствованию избирательного законодательства, Упо

«Российская газета» №Федеральный выпуск № 125 (7883), Июнь, 2019
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100
2005-2021 © ООО «СК»
Проект реализован при поддержке ЗАО «Строй-Консалтинг»
2021 © ООО «СтройСмета.ру»