- Строй-Консалтинг
- Объекты компании
- Главная
- Документы
- Программы
- Статьи
- Семинары и курсы
- Интернет-магазин
- Консультации
- Контакты
- Литература
- Прайс-лист
- СМЕТА.РФ
Быстрый поискСтатистика сайтаПодписаться на новости
СтройСмета.Ру - это составление смет для определения стоимости строительства по ТЕР, ФЕР, ГЭСН на всех стадиях проектирования (предпроектные предложения - ПП, проект - П, рабочая документация РД), в соответствии с МДС, СНиП и ГОСТ, что поможет Вам точно составить бизнес план и верно вложить инвестиции.
|
Версия для печати
Затраты на управление стрительством (сопровождение проектов).Затраты на управление строительством (сопровождение проектов) ранее, как правило, почти никогда в сметную документацию не включались, поскольку принципы и формы управления строительством при социалистической модели хозяйствования были совершенно иными. Но даже в период социалистической модели хозяйствования при строительстве объектов и строек зарубежными фирмами затраты на управление строительством включались в сметную документацию и оплачивались зарубежным фирмам в размере до 10% от стоимости строительства. С переходом на рыночную экономику часть генподрядных строительных организаций продолжает работать прежними формами управления, сложившимися в период социалистической модели хозяйствования. Как правило, эти организации ничего не решают и ни за что не отвечают.
Вопрос усложняется тем, что как при социалистической модели хозяйствования, так и в нынешние времена строительные организации, в том числе и генподрядные строительные организации, в том числе и управляющие компании получают оплату от заказчиков за выполненные объемы работ строго по смете. Получив от заказчиков оплату за выполненные объемы работ, генподрядные строительные организации, в том числе и управляющие компании обязаны оплатить субподрядным строительным и специализированным организациям за те объемы работ, которые эти организации выполнили собственными силами.
Остаток средств, полученных за выполненные работы от заказчиков после всех расчетов с субподрядными организациями остается у генподрядчиков.
Но если генподрядчик - управляющая компания и собственными силами работ не ведет, не выполняет ничего или почти ничего, то ему, соответственно из оплаты за выполненные работы, полученной от заказчика, и не причитается ничего. Он, генподрядчик, раздал все средства, полученные от заказчика в виде оплаты за выполненные работы (и правильно сделал), а себе ничего не осталось. Средства, которые генподрядчик оставил себе от суммы работ, выполняемых субподрядными организациями, ему, генподрядчику, явно не хватает. Размер средств был установлен Госстроем СССР и регламентирован в таком документе как «Положение о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями».
Этот размер средств, отчисляемых субподрядными организациями генподрядчикам составляет:
Но генподрядчику как-то жить надо. И у него остается не так много вариантов борьбы за выживание: - увеличение объемов работ, выполняемых генподрядной строительной организацией собственными силами; - попытки увеличения размера генуслуг, взимаемых с субподрядных организаций, путем различной формы давления на них; - попытки удержания определенной стоимости работ, выполняемых субподрядными организациями теми же методами либо какими другими; - все перечисленные выше методы вместе, или какие-либо сочетания их.
Однако в случаях, когда генподрядчик стремится к увеличению объемов строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами, он меньше уделяет внимания вопросам управления строительством. Собственное благополучие ему дороже. И решение многих вопросов, от которых зависит конечная цель строительства объектов - приближение сроков сдачи объектов в эксплуатацию - зачастую откладывается на потом перед сиюминутными проблемами, связанными с необходимостью генподрядчика бороться за собственное выживание.
Попытки улучшить свою жизнь за счет партнера, т.е. за счет субподрядных организаций, путем увеличения размера генуслуг либо путем удержания части стоимости выполненных работ, приводит к обострению взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса, постоянным спорам, выяснениям отношений и взаимным претензиям, что не может не сказаться на ходе строительства. Кроме того, в тех случаях, когда у какой-либо организации хотят отнять часть средств, честно заработанных этой организацией (по ее мнению), эта организация старается не упустить свое, не допустить уменьшения прибылей за счет применения менее дорогих (а значит и менее качественных) материалов, попыток поскорее завершить свои работы на объекте любым способом, а это не может не отразиться на качестве работ, выполняемых этой организацией.
Следовательно, любые попытки генподрядчика использовать какие-либо приемы из числа перечисленных выше, с целью улучшить свое положение, поправить свои дела, могут негативно сказаться на ходе строительства в целом.
Следует признать, что система генподряда, имевшая место в период социалистической модели хозяйствования, не заинтересовывала генподрядные строительные организации в исключении управленческих функций. Поэтому при социалистической модели хозяйствования вопросами сдачи объектов в эксплуатацию в установленные сроки решались административно-командными методами - на сдаточных объектах месяцами сидели «кураторы» из вышестоящих организаций, вопросы сдачи объектов в эксплуатацию решались в министерствах и в партийных органах. По этой же причине большинство объектов принималось в эксплуатацию с недоделками, производственные предприятия, сданные в эксплуатацию, годами не выходили на проектную мощность. И только иностранные фирмы сдавали объекты «с иголочки», без недоделок и, практически всегда, в установленные сроки. Но именно эти инофирмы и являлись в большинстве случаев управляющими компаниями, не выполняющими непосредственно объемов работ собственными силами, но держащими в руках все нити управления строительством.
Однако в последнее время и среди отечественных фирм появились управляющие компании, которые, не принимая на себя выполнение каких-либо строительно-монтажных работ собственными силами за счет создания мощного инженерного потенциала, выполняют задачи по управлению строительством и его инженерному обеспечению. Такие управляющие компании резко отличаются от прежних «генподрядных организаций» своей деловитостью, умением добиваться цели и решать поставленные вопросы в кратчайшее время.
Естественно, напрашивается вопрос - а почему бы и отечественным управляющим компаниям не получать по смете средства в виде затрат на управление строительством, как это получают инофирмы, работающие в России.
Правовая основа этому имеется. Во втором абзаце п. 3.5.5.1. Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации - МДС 81-1.99, сказано:
«Для специфических условий строительства по согласованию с заказчиком и при соответствующем обосновании в гл. 9 могут учитываться другие виды прочих затрат».
Следует отметить, что как и прежде, при социалистической модели хозяйствования, с переходом на рыночные отношения инофирмы продолжают включать в сметную документацию и при расчетах за выполненные работы затраты, связанные с управлением строительства.
Однако, как уже говорилось выше, с переходом на рыночные отношения и ряд отечественных фирм стал принимать на себя функции управляющей компании.
Они занимаются управлением строительства на деле, а не на словах.
Они влияют на управление: -маркетингом - путем изучения:
Они принимают на себя строительные и финансовые риски, в результате чего строительные работы зачастую начинают без перечисления авансов.
Они принимают на себя финансовые гарантии, гарантируют по своим обязательствам своим имуществом и т.д.
Они зачастую принимают на себя отдельные функции заказчика в целях ускорения инвестиционного процесса.
Однако, многие организации, выполняющие генподрядные функции в прежнем их понимании, либо просто выполняя посреднические функции, получая тем или иным способом объекты строительства, либо определенные объемы работ и передавая их субподрядным организациям за какой-либо процент от стоимости работ, больше ничем не занимаясь, не руководя ходом строительства и никак не влияя на него, называют себя управляющими компаниями и претендуют, чтобы им также включали в сметную документацию затраты на управление строительством (сопровождение проектов).
Такие организации наносят немалый вред, поскольку те, от которых зависит решение вопроса о включении в сметную документацию тех или иных затрат, относятся негативно к решению вопроса о включении в сметную документацию на строительство объектов затрат на управление строительством (сопровождение проектов).
Но, с другой стороны, именно наличие таких организаций, стремящихся получить что-то ничего не делая, и не имея на то никаких прав, делает справедливым тезис о необходимости дифференцированного подхода при решении вопросов
Из числа организаций - генеральных подрядчиков можно с уверенностью отнести к управляющим компаниям следующие: - ЗАО «ЛУКойл-Нефтегазстрой» - ОАО «Стройтрансгаз» - ЗАО «Газпромстройинжениринг». - ЗАО «Варандейнефтегаз»
Не случайно по отдельным объектам и стройкам, где, функции генерального подрядчика выполняла какая-либо из вышеперечисленных управляющих компаний, в сметной документации (в главе 9 сводных сметных расчетов) предусматривались затраты на управление строительством в размере от 3 до 5 % от объема строительномонтажных работ по итогу 1 - 8 сводных сметных расчетов.
Из перечня организаций, относящихся к управляющим компаниям следует особо выделить ЗАО «Варандейнефтегаз».
ЗАО «Варандейнефтегаз» отличается от других управляющих компаний тем, что она является организацией-заказчиком, имеющей в своем составе службы технического надзора, а также эксплуатационные службы, осуществляющая финансирование строительства и руководящая субподрядными организациями напрямую, без привлечения генподрядчика.
Другой отличительной особенностью ЗАО «Варандейнефтегаз» от организаций, рассмотренных выше - ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО «Газпромстройинжениринг», ЗАО «ЛУКойл-Нефтегазстрой» является то, что эти перечисленные организации осуществляют строительство объектов практически на всей территории России, в то время как ЗАО «Варандейнефтегаз» работает на ограниченной территории, которые включают в себя Варандейское и ближайшие к нему месторождения. Да и объемы потребных работ у ЗАО «Варандейнефтегаз» существенно ниже, чем у рассматриваемых выше организаций. Однако, нестандартная ситуация, при которой управляющая компания выполняет функции заказчика, генподрядчика и, постепенно эксплуатирующей организации, дает основание рассмотреть эту организацию наряду с другими в качестве управляющей компании.
Являясь заказчиком по проектированию и строительству объектов Варандейского нефтяного месторождения, ЗАО «Варандейнефтегаз» не имеет генподрядной строительной организации. ЗАО «Варандейнефтегаз» непосредственно осуществляет функции управляющей компании, напрямую заключает договоры подряда на выполнение тех или иных строительно-монтажных работ, с непосредственными исполнителями этих работ. Таким образом организации, выполняющие работы по строительству объектов Варандейского нефтяного месторождения, заключают договоры на строительство объектов либо на выполнение тех или иных работ не с генподрядной строительной организаций, а с ЗАО «Варандейнефтегаз».
Приняв на себя обязанности по поставкам строительных материалов и конструкций (как правило это - обязанность подрядчиков, подрядчик, выполняющий те или иные работы обязан сам обеспечить поставку всех материалов и конструкций на объекты строительства) ЗАО «Варандейнефтегаз» практически ликвидировало случаи простоев из-за отсутствия материальных ресурсов, тем более, что поставка материальных ресурсов на объекты, возводимые в районах Крайнего Севера - это очень непростой процесс.
Все изложенное выше позволяет утверждать, что ЗАО «Варандейнефтегаз» по сути является управляющей компанией, выполняющей функции одновременно и заказчика по строительству и генподрядной строительной организацией и при этом не занимающейся выполнением строительно-монтажных работ собственными силами.
ЗАО «ИНиК», выполняя работы по разработке проекта организации строительства (ПОС) и составлении сметной документации на обустройство Варандейского нефтяного месторождения, обосновало в проекте организации строительства и включило в главу 9 сводного сметного расчета на обустройство Варандейского нефтяного месторождения затраты на управление строительством. Указанная документация прошла экспертизу Главгосэкспертизы Госстроя России, при этом затраты на управление строительством из сводного расчета исключены не были.
Также при содействии ЗАО «ИНиК» был решен положительным в Госстрое России вопрос о правомерности включения в сметную документацию затрат на управление строительством на объектах, возводимых ЗАО «Газпромстройинжениринг».
Ю.В. Жабенк «Сметное обозрение» №1 , Сентябрь, 2003 |
|